Их было 40: 15 ребят в 10 «А» классе и 25 - в 10 «Б».
Когда они пришли в 4 класс, были шумными, очень подвижными, с любопытными глазками, постоянно бегали в 1 класс к своим первым учителям. Им было интересно и страшновато: сразу столько учителей, все разные, каждый требует что-то своё. Как тут не бежать к Марии Сергеевне и Лидии Александровне? Благо, занимались на одном этаже.
Но очень быстро они освоились. И наступил день смелости, когда мальчишки 4 «Б» класса съели цветок на подоконнике в классе почти до основания, листья, как они потом объясняли, были вкусные, кисленькие. А сколько раз летали стенды со стен?
Но зато в конкурсе строя и песни в честь годовщины Советской Армии мальчишки и девчонки были на высоте. Сколько было всего за 10 долгих и коротких школьных лет. Это и сбор металлолома и макулатуры. Это и каждую весну 100 грамм сухой берёзовой почки. Это и трехдневный поход на реку Яя, когда в ночь на Ивана Купала пришлось считать головы в воде. И ведь не страшно было, и была уверенность, что в любой ситуации твои ученики с тобой: и поддержат, и послушают, и сделают, как попросишь или потребуешь.
Я помню почерк почти каждого из них. Как же забыть почерк Лучинской Оли, Кунц Риты, Пимоновой Раи, Стоякиной Гали, Макарова Саши, Дуквина Саши, Кравченко Лены или мелкий аккуратный почерк Мацканиса Серёжи. Ну, а тетради Копышева Саши, Микуцкого Володи, Мастихина Юры – разве были подобные? А как приятно было встречаться с родителями учеников. Как они всегда внимательно слушали рассказы учительниц, почти девчонок, о воспитании, об успехах детей, прислушивались к советам.
Не могу забыть, как в 7 классе классному руководителю на день рожденья Оля Лучинская принесла торт «Наполеон», который испекла с бабушкой, и весь класс его пробовал.
А когда Саша Копышев, отслужив в армии, пришел в солдатской форме к классному руководителю, сел в кресло, а ноги-то на полкомнаты, как у дяди Стёпы. А когда в день свадьбы приехал Гаврилов Володя с женой, чтобы классный руководитель их увидела и поздравила? А когда твои девчонки приглашают тебя на свадьбу – это ли не признание того, что ты им была нужна. А когда Саша Дуквин пришел зимой с букетом цветов поздравить с днем рождения? Разве это можно забыть?
Так и в нашей учительской судьбе. Иногда думаешь, что сейчас сделал бы что-то не так, избежал бы каких-то ошибок, был бы лучше, добрее, внимательнее к детям. Ведь несмотря ни на что, мы любим друг друга. Так зачем что-то менять? Это жизнь, и мы ее проживаем вместе со своими учениками. Жалко только, что все проходит быстро.
И снова, и снова, встречаясь на вечере встречи, проживая памятные моменты совместной школьной жизни, убеждаешься: не только учителя обучают, но и ученики учат жизни. Не всегда права пословица «первый блин комом». Мой «первый блин» стал самым лучшим!
Машкина В.Н.
|